Изменения первой части кодекса затрагивают общие вопросы исполнения обязательств по уплате налогов и сборов, учета налогоплательщиков, проведения мероприятий налогового контроля.
Изменения второй части Налогового кодекса касаются налога НДС, налога на прибыль, НДФЛ, транспортного, земельного, водного налогов и государственной пошлины.
Сначала рассмотрим некоторые, на наш взгляд, наиболее важные нововведения, которые бухгалтеру предстоит учитывать в работе уже в этом году.
Часть вторая. Налоги
Остановимся на изменениях, которые затронули ряд налогов.
Налог на добавленную стоимость
В отношении НДС самым существенным является возможность при наличии необходимого оборудования и взаимного согласия сторон сделки осуществлять электронный документооборот счетами-фактурами в новом (электронном) формате (п. 1 ст. 169 НК РФ). Обратите внимание: счета-фактуры на бумажных носителях не отменены. Их можно применять наряду с электронными.
Что касается такой немаловажной проблемы, как порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, то он пока не утвержден. Это должен сделать Минфин России. А электронные форматы счета-фактуры, журналов учета выставленных и полученных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж разработает и утвердит ФНС России. До утверждения перечисленных документов следует руководствоваться постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914 (п. 4 ст. 10 Закона).
Обратите внимание: пока законодательством утверждены только обязательные реквизиты счета-фактуры. Закон установил, что обязательная форма этого документа, который служит основанием для принятия к вычету уплаченного поставщику НДС, будет утверждена Правительством РФ. Эта форма будет обязательна как для электронного счета-фактуры, так и составленного на бумаге. Будут обновлены и правила.
И еще. Со 2 сентября 2010 года в счете-фактуре должно указываться в качестве обязательного реквизита наименование валюты (подп. 6.1 п. 5, подп. 4.1 п. 5.1 ст. 169 НК РФ). Это нужно делать, не дожидаясь утверждения Правительством РФ обязательной формы счета-фактуры.
Налог на прибыль организаций
Теперь в материальных расходах можно учитывать имущество, полученное при модернизации, реконструкции, техническом перевооружении и частичной ликвидации основных средств (п. 2 ст. 254 НК РФ). Раньше такое имущество можно было учитывать только во внереализационных доходах (ст. 250 НК РФ).
Обратите внимание при подготовке отчетности за текущий год: эта норма распространяется на правоотношения, которые возникли с 1 января 2010 года. То же относится и к новым предельным значениям, применяемым в целях нормирования расходов в виде процентов по долговым обязательствам. Их придется в очередной раз пересчитать.
На процентах остановимся подробнее. В статью 269 Налогового кодекса введен новый пункт 1.1. В нем разъяснено, как теперь следует определять предельную величину процентов, учитываемых в расходах, если отсутствуют долговые обязательства перед российскими организациями, выданные в том же квартале на сопоставимых условиях.
Итак, по долговым обязательствам, возникшим после 1 ноября 2009 года, предельная величина процентов принимается:
с 1 января по 31 декабря 2010 года включительно – в размере процента, установленного договором, но не выше ставки рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной в 1,8 раза, для рублевых долговых обязательств и в размере 15 процентов для валютных;
с 1 января 2011 по 31 декабря 2012 года включительно – в размере процента, установленного договором, но не выше ставки рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенную в 1,8 раза, для рублевых долговых обязательств и равной произведению ставки рефинансирования Центрального банка РФ и коэффициента 0,8 по долговым обязательствам в иностранной валюте;
- с 1 января 2013 года — в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной в 1,1 раза, по рублевым обязательствам и в размере 15 процентов по валютным.
По долговым обязательствам, возникшим до 1 ноября 2009 года, с 1 января по 30 июня 2010 года предельная величина процентов принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной в два раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 процентам – в валюте. С 1 июля 2010 года к процентам по таким долгам применяется общий порядок, предусмотренный пунктом 1.1 статьи 269 Налогового кодекса.
Государственная пошлина
Изменились некоторые ставки. Так, госпошлина за выдачу разрешения на трансграничное перемещение опасных отходов, озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции и на ввоз на территорию России ядовитых веществ теперь будет взиматься в твердом размере (а не в зависимости от суммы договора): за разрешение на перемещение опасных отходов и ввоз ядовитых веществ – 200 000 рублей, за перемещение озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции – 100 000 рублей (подп. 78 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
Заглянем в будущее
С 1 января 2011 года начнут действовать следующие поправки в часть вторую Налогового кодекса.
Налог на прибыль
В новой редакции Налогового кодекса установлен новый стоимостной критерий для признания основных средств и нематериальных активов амортизируемым имуществом. Теперь стоимость такого имущества должна превышать 40 000 рублей (п. 1 ст. 256 и п. 1 ст. 257 НК РФ). Если их стоимость будет меньше 40 000 рублей, в налоговом учете расходы можно признавать единовременно. Обратите внимание: это имеет отношение только к объектам, приобретенным или созданным после 1 января 2011 года.
Поменяется и критерий дохода от реализации, при достижении которого плательщик приобретает право платить только квартальные платежи по налогу. Он не должен превышать 10 млн. рублей в квартал в течение предыдущих четырех кварталов (п. 3 ст. 268 НК РФ). Напомним, что раньше этот показатель составлял не более 3 млн. рублей.
При удержании налога с иностранных организаций, получивших доходы от источников в Российской Федерации, перечислить налог в бюджет налоговому агенту нужно будет не позднее следующего дня после выплаты дохода (п. 2 и 4 ст. 287, п. 1 ст. 310 НК РФ).
То есть срок уплаты налога сократился. Такой же срок установлен и для уплаты налога в федеральный бюджет при выплате дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам.
Существенные изменения претерпела статья 261 Налогового кодекса «Расходы на освоение природных ресурсов». Например, в перечень таких расходов прямо включены затраты, связанные со строительством (бурением) и (или) ликвидацией (консервацией) скважин (за исключением признаваемых амортизируемым имуществом) (п. 1 ст. 261 НК РФ).
Расходы, предусмотренные абзацами 4 и 5 статьи 261 Налогового кодекса, можно будет включать в расходы в более короткий срок – в течение двух лет (вместо прежних пяти, но не более срока эксплуатации). Это расходы на подготовку территории к ведению горных, строительных и других работ, охране земель, недр и других природных ресурсов и окружающей среды, расходы на возмещение комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам в процессе строительства и эксплуатации объектов и др. А пункт 3 этой статьи, предусматривающий порядок учета не принесших результаты расходов, отменен. Все безрезультатные расходы на освоение природных ресурсов, включая также те, которые доселе признавались неучитываемыми (отменен подп. 35 ст. 270 НК РФ), можно будет признавать в целях налогообложения прибыли в общем порядке, то есть с 1-го числа месяца, следующего за месяцем завершения работ (п. 2 ст. 261 НК РФ).
Со следующего года отменяется нормирование расходов на обслуживающие производства и хозяйства (ст. 275.1 НК РФ). Они будут признаваться в размере фактических затрат. Кроме того, отменены критерии признания организации градообразующей.
С нового года вправе принять указанные расходы в фактически понесенном размере юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25 процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта.
Наконец, нельзя будет переносить на будущее убытки, полученные в период применения нулевой ставки по налогу на прибыль организаций по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов при условиях, оговоренных в подпункте 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса (п. 1 ст. 283 НК РФ).
Имущественные налоги и водный налог
Организации и индивидуальные предприниматели – плательщики земельного налога в течение налогового периода будут продолжать уплачивать авансовые платежи, но не будут подавать расчеты по авансовым платежам. Отчитываться им придется один раз в год не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим (п. 1 ст. 397, п. 2, 3 ст. 398 НК РФ).
Отменен пункт 2 статьи 363.1 Налогового кодекса. Организации – плательщики транспортного налога также не должны будут по истечении каждого отчетного периода подавать расчеты в инспекцию по месту нахождения транспортных средств, а представлять декларацию один раз в год – не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Обязанность платить авансовые платежи по транспортному налогу остается. Для индивидуальных предпринимателей сохраняется порядок уплаты транспортного налога, установленный пунктом 3 статьи 363 Налогового кодекса, – один раз в год на основании уведомления налоговой инспекции.
Что касается водного налога, то Закон откорректировал понятие плательщика, увязав его с объектом обложения (ст. 333.9 НК РФ).
В следующих номерах мы более подробно рассмотрим другие поправки, касающиеся налогового администрирования (часть первая НК РФ), а также новшества в отношении налога на доходы физических лиц.
Часть первая. Налоговое администрирование
Прежде всего обратите внимание, что с учетом изменений, вносимых Законом в часть первую Налогового кодекса, будут проводиться лишь налоговые проверки, начавшиеся 2 сентября 2010 года и позднее. Оформление результатов проверок, начавшихся до этой даты, а также другие не завершенные к этому моменту мероприятия налогового контроля будут проводиться в соответствии с прежней редакцией кодекса (п. 11 ст. 10 Закона). Аналогичный подход узаконен в отношении взыскания новых штрафов: если решение инспекции было вынесено до 2 сентября 2010 года, то штраф взыскивается согласно прежней редакции Налогового кодекса (п. 12 ст. 10 Закона).
Все постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, на которых основывается действие соответствующих норм Налогового кодекса, принятые до вступления в силу Закона, действуют, пока не утратят силу (п. 14 ст. 10 Закона).
Взыскание недоимки
В новой редакции пункта 4 статьи 46 Налогового кодекса отсутствует срок, в течение которого инспекция обязана направить в банк инкассовое поручение на списание денежных средств со счета налогоплательщика (раньше на это отводился один месяц, а инспекторы зачастую этот срок пропускали).
Взыскивать недоимку за счет имущества налогоплательщика через суд теперь инспекция сможет в течение двух лет со дня окончания срока исполнения требования об уплате налога вместо одного года, отведенного на это ранее (п. 1 ст. 47 НК РФ).
Изменен срок исполнения требования об уплате налога: его необходимо исполнить в течение восьми рабочих дней (п. 4 ст. 69 НК РФ). Раньше – в течение 10 календарных дней.
Налоговые проверки
Серьезным и положительным для налогоплательщиков является новшество, согласно которому к акту проверки инспекция обязана прилагать документы, доказывающие факты выявленных нарушений (п. 3.1 ст. 100 НК РФ). Ранее в акте приводились лишь выдержки.
До вынесения решения по проверке проверяемый вправе знакомиться с материалами проверки, включая все дополнительные мероприятия (п. 1, 2 ст. 101 НК РФ). Ранее формулировка этой нормы предусматривала право налогоплательщика просто «участвовать в процессе рассмотрения материалов» проверки.
Наконец, четко установлено, что решение по результатам проверки считается полученным по истечении шести дней с даты его отправки заказным письмом (п. 9 ст. 101 НК РФ).
Налоговые санкции
Законом изменен порядок наложения и размеры отдельных штрафов за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Так, за нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ) будут взимать штраф в размере 10 000 рублей. Ранее эта сумма зависела от срока просрочки. Исключена норма о наложении санкций за уклонение от постановки на учет в налоговом органе (утратила силу статья 117 НК РФ).
За непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК РФ) теперь будут штрафовать в размере 5 процентов от неуплаченной суммы налога за каждый полный или неполный месяц, но не более 30 процентов и не менее 1000 рублей. Ранее размер этой санкции определялся в зависимости от количества дней просрочки, а минимальный штраф составлял 100 рублей.
Значительно выросли размеры штрафов за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, куда теперь входит и отсутствие налоговых регистров (ст. 120 НК РФ):
- деяния совершены в течение одного налогового периода — 10 000 рублей (раньше 5000 руб.;
- в течение более одного налогового периода — 30 000 рублей (раньше 15 000 руб.;
- если деяния повлекли занижение налоговой базы — 20 процентов от суммы неуплаченного налога (раньше 10 процентов), но не менее 40 000 рублей (раньше 15 000 руб.).
То же можно сказать и о размерах штрафов за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ): за каждый непредставленный документ придется заплатить 200 рублей (ранее 50 руб.). А за уклонение или отказ в предоставлении — 10 000 рублей.
Возросли также размеры штрафов за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) сведений, которые в соответствии с Налоговым кодексом лицо должно сообщить налоговому органу (ст. 129.1 НК РФ): за однократное нарушение — 5000 рублей (ранее 1000 руб.); за повторное нарушение в течение календарного года — 20 000 рублей (ранее 5000 руб.).
Троекратно (до 30 000 руб.) возрос размер штрафа за несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст. 125 НК РФ). Столько же придется заплатить за нарушения по имуществу, в отношении которого налоговой инспекцией предприняты обеспечительные меры.
Ответственность налогового агента теперь увязали не только с неперечислением (неполным перечислением) сумм налога (размер штрафа составляет 20 процентов от суммы), но и с фактом неудержания налога и сроком исполнения обязанности (ст. 123 НК РФ).
Электронная декларация
В предыдущем разделе мы не упомянули о том, что теперь будут штрафовать в размере 200 рублей за нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета) (ст. 119.1 НК РФ). На этом вопросе стоит заострить внимание, поскольку долгое время он оставался неразрешенным. Речь идет о представлении электронной декларации.
Закон поставил точку в рассуждениях о том, что является электронной формой декларации (СD-диск, дискета и т. д.). Теперь в пункте 4 статьи 80 Налогового кодекса прямо указано, что декларация в электронном виде может быть передана только по телекоммуникационным каналам связи. За нарушение этого порядка введена ответственность в виде штрафа в размере 200 рублей. Казалось бы, сумма невелика. Но если налогоплательщик не успеет вовремя отчитаться по надлежащей форме, то наступит ответственность уже за нарушение срока представления отчетности.
Электронный документооборот
Законом внесены изменения, согласно которым по телекоммуникационным каналам связи допускается передача других документов, помимо деклараций и расчетов. Это сообщения об открытии или закрытии расчетных счетов, сведения об обособленных подразделениях, акты совместной сверки расчетов по налогам, инкассовое поручение на списание налогов со счета налогоплательщика, уведомление об уплате налога, требование об уплате налога, требование о представлении документов и др.. Однако есть оговорка: для того чтобы этот порядок заработал, Минфин, ФНС и ЦБ РФ должны разработать соответствующие форматы и правила передачи указанных документов. Кроме этого, контрагенты должны обладать совместимым оборудованием, предназначенным для такой передачи. А все документы и сообщения, переданные в электронном виде, должны быть заверены электронными цифровыми подписями уполномоченных лиц.
«Закон № 229-ФЗ изменил Налоговый кодекс», Е. Борисова
Источник: www.pbuh.ru